Что необходимо предпринять лицензиатам в связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 379 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь»
Для многих лицензиатов, осуществляющих, деятельность в области промышленной безопасности, вступление в силу Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 379 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 379) влечет необходимость внесения в ранее полученные ими лицензии ряда изменений и (или) дополнений. С чем это связано?
Во-первых, Указом № 379 откорректирован перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность в области промышленной безопасности, в соответствии с которыми вводится лицензирование ряда работ в отношении потенциально опасных объектов, ранее не подлежащих лицензированию.
Во-вторых, Указом № 379 дана новая редакция терминов и определений, используемых для целей лицензирования деятельности в области промышленной безопасности.
Необходимо также иметь ввиду, что всоответствие с изменившимся законодательством приведены лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам.
Следует учитывать и то обстоятельство, что действовавший ранее и используемый, в том числе для целей лицензирования, Перечень технических устройств, применяемых, на опасных производственных объектах и подлежащих экспертизе, утвержденный постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 5 декабря 2004 г. № 47, утратил силу с 26 августа2016 года. Заменивший его Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2015 г, № 514 (далееПеречень), существенно отличается по целому ряду позиций.
Так, например:
Из разделов Перечня, касающихся оборудования производств и объектов, на которых возможно образование взрывоопасных сред, образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, а такжеоборудования горных выработок, где ведутся по, темные горные работы исключены электрооборудование, электрические и электротехнические устройства и изделия.
Раздел Перечня, касающийся оборудования, работающего под избыточным давлением, ощутимо расширился за счет введения в него таких потенциально опасных объектов, как термомасляные котлы, энерготехнологические котлы, котлы с электрообогревом и электродные котлы, экономайзеры, автономные пароперегреватели и др.
В раздел Перечня, касающийся подъемных сооружений, включены краны-манипуляторы, которые ранее лицензированию не подлежали, и т. д.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктами 3.1 и 3.2 пункта 3 Указа № 379 юридические лица Республики Беларусь и иностранные организации, выполняющие и (или) оказывающие на день вступления в силу настоящего Указа работы и (или) услуги, составляющие деятельность в области промышленной безопасности, не подлежащие лицензированию в соответствии с актами законодательства до вступления в силу настоящего Указа и подлежащие лицензированию согласно настоящему Указу, вправе в течение трех месяцев со дня вступления в сипу настоящего Указа:
• выполнять такие работы и (или) оказывать такие услуги без специальных разрешений (лицензий). При намерении в дальнейшем выполнять данные работы и (пли) оказывать данные услуги они должны получитьспециальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности либо внести в них изменения и (или) дополнения в соответствии с настоящим Указом;
• внести изменения и (или) дополнения в специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности ссоставляющей работой (услугой)- эксплуатация опасных производственных объектов, выданные до 1марта 2016 года, в части выполнения работ по обслуживанию и (или) ремонту потенциально опасных объектов, технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь. В данном случае проведения экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованием н условиям не требуется.
Что это означает на практике? Попробуем разобраться на конкретном примере.
Лицензиат ООО «XXX» на момент 23 января 2017 года имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, в перечень работ н услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, которой включены работы и услуги по эксплуатации опасных производственных объектов, монтажу и наладки технических устройств.
Для начала ООО «XXX» следует уточнить, руководствуясь нормами Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности», к какому из трех типов опасности относится каждый из указанных в лицензии опасных производственных объектов. В том случае, если названные объекты относятся к IIIтипу опасности либо перешли в разряд потенциально опасных объектов, работы по их эксплуатации из лицензии следует исключить путем внесения в нее соответствующих изменений.
Кроме того, при намерении самостоятельно выполнять работы (без права оказания услуг) по обслуживанию и (или) ремонту подпадающего под действие Перечня оборудования исключаемых из лицензии объектов ООО «XXX», помимо вышеуказанных изменений, необходимо внести в лицензию соответствующие дополнения.
При условии обращения за внесением в лицензию названных изменений и (или) дополнений в срок, установленный пунктом 3 Указа № 379, проведение экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям дня внесения дополнений не потребуется.
Однако не следует забывать, что по истечении двух лет, осоответствии с пунктом 139 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от I сентября 2010 г. № 450 (далее - Положение), ООО «XXX» необходимо будет обратиться в Госпромнадзор за проведением экспертизы соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям па общих основаниях.
Что касается работ и (или) услуг по монтажу и наладке технических устройств, то их следует лживости в соответствие с нормами Указа № 379 и Перечня путем внесения в лицензию необходимых изменений. В данном случае нужно учитывать, что технические устройства и потенциально опасные объекты, работы и (или) услуги по монтажу и наладке которых ранее не требовали наличия лицензии (например, экономайзеры, краны-манипуляторы и др.) могут быть добавлены в лицензию только путем внесения дополнений после проведения соответствующей экспертизы.
В заключение подчеркну, что лицензиатам нельзя забывать требования подпункта 2.1 пункта 2Указа № 379, согласно которому юридические лица Республики Беларусь и иностранные организации обязаны в течение трех месяцев со для вступления в силу Указа № 379 обеспечить выполнение лицензионных требований и условий, предусмотренных в пунктах 138 и 139 Положения, если такие требования и условия изменились по отношению к лицензионным требованиям и условиям, определенных актом законодательства, действовавшим до вступления в силу настоящего Указа, и представить информацию о выполнении лицензионных требований и условий в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
В случае несоблюдения данных требований действие специальных распоряжений (лицензий) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности приостанавливается (прекращается) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Эксперт отдела экспертизы Гомельского
областного управления Госпромнадзора Мельников В.В.